Жизнь в СССР

Вот несколько книжек из «Фаланстера»:

Шапорина Л.В. Дневник. М.: Новое литературное обозрение, 2011. – т.1 – 592 с.;
т.2 – 640 с. 1000 экз.
ISBN 978-5-86793-894-9
ISBN 978-5-86793-892-5 (1)
ISBN 978-5-86793-893-2 (2)
Дневник Любови Васильевны Шапориной – уникальнейший документ и по полноте (с 1920-х по 1960-е), и по откровенности. Такая энциклопедия советской жизни, написанная, впрочем, совсем не советским человеком – Шапорина родилась в 1879, дворянка, институтка и т.п. Однако вот жила здесь, да еще в Ленинграде.
Мне, однако, интересно было увидеть чеоовека совершенно иного мировоззрения. Публикатор В.Сажин предупреждает о трех особенностях «Дневника»: это любовь к России, национал-большевизм и антисемитизм. Комплекс знакомый, но я никак не думал встретить его так рано, да еще у человека совершенно иной культуры, чем нынешние его носители. Комплекс этот, однако, внешний по отношению к основе – православию и нравственному максимализму.
Но все же от иных умозаключений иной раз вздрагиваешь, потому что видишь за ними иной путь России, на который она могла бы ступить после февраля 1917 – и путь этот оказался бы столь же, если не более печальным. Потому что чтение это переворачивает давно – многие десятилетия тому назад – сложившееся в головах либеральной интеллигенции представление, будто национал-большевизм есть порождение (отрыжка, так сказать) сталинской эпохи и сталинизма. Нет, это сталинизм стал ответом на владевший многими национал-имперский комплекс, который и реализовался у нас в форме национал-большевизма.

+++
Меерович М.Г., Конышева Е.В., Хмельницкий Д.С. Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР (1928 – 1932 гг.) М.: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», 2011. – 270 с. 1500 экз. (п) (История сталинизма) ISBN 978-5-8243-1519-9

Очень тонкое исследование. Материал, пожалуй, более фантастичный, чем в книжке о культе Ленина. Обязательна к прочтению всем, кто родом из СССР – где еще найдешь сведения об архитектуре бараков (в которых и по сей день живут). Авторы видят в советском градостроительстве средство социального насилия – и, в общем. в этом совершенно правы, поскольку архитектура как таковая и являет собой средство социальной организации, структурирования общества и т.д.

+++
Эннкер Б. Формирование культа Ленина в Советском Союзе / пер. с нем. А.Г.Гаджикурбанова. М.: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», 2011. – 438 с. 2000 экз. (п) (История сталинизма) ISBN 978-5-8243-1479-3

Тут все верно, но при беглом взгляде мне показалось, что автор слишком рационализирует действия советских властей, оставляя за кадром экстатическую атмосферу эпохи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Protected by WP Anti Spam