условие ограниченного выбора

Александр Привалов в «Эксперте» ( http://expert.ru/expert/2011/07/o-professionalnom-reformatorstve/ )попрекает проект нового образовательного стандарта пустотой. В частности, тем, что проект «пуст по части целеполагания» – не определена-де «цель старшей школы».Это не совсем так – цель, пусть и неявно, но обозначена: приучить человека к ситуации ограниченного и навязываемого выбора. Он не должен вникать в суть вещей – он должен (желательно, с точки зрения социума, правильно) выбрать из предлагаемых вариантов. Ограничено при этом и время выбора, и возможности для анализа вариантов. На это работает и тестовая система, и кажущаяся вариативность образования, и кажущаяся вариативность дальнейшей специализации. В итоге получится отличный универсальный потребитель, которого можно не баловать качеством – будь то продукты, лекарства, госуслуги, образовательные, прости Господи, услуги, а также демократические выборы. Сей потребитель просто не будет знать о наличи вариантов за пределами предлагаемых.

5 thoughts on “условие ограниченного выбора

  1. «Сей потребитель просто не будет знать о наличии вариантов за пределами предлагаемых»

    Будет знать, Пётр Генадьевич, будет.
    Но это будет очередной 1984+конспирология. «Неравномерное распределение»:
    Если ты будешь хорошим и верным комсомольцем, то окажешься «допущенным к столу» и тебе откроются великие тайны.
    Несложно представить, как некое «Министерство национального благомыслия» выискивает среди «неблагонадёжных» школьников будущие кадры, и, под соусом причащения к, вербует в свои ряды.
    «-А что прокурор тоже выродок?!» (С) «Обитаемый остров»

  2. В принципе это так – все вопли об элите, которая будет учить дерей за границей как раз такой вариант и предполагают. Но все же это прошлый век – век мощных идеологий. Нынче же идеологии уходят на второй план, на первом остаются манипулятивные технологии. И манипуляторы тоже действуют в ситуации ограниченного выбора.

  3. Мне кажется, Вы упрощаете позицию Александра Привалова. Так, он сочувственно цитирует:
    ///Позволю себе привести вразброд несколько выдержек из этих бесспорно профессиональных отзывов. «Проект запускает чрезвычайно рискованный процесс радикального реформирования школы…///
    Разве может быть бесцельность у «радикальных реформ»?

    А если серьезно, то, боюсь, Привалов и очень многие критики реформ образования (вряд ли являющихся идеальными) не очень понимают, какие, собственно, проблемы пытаются решить чиновники.
    Тот же Привалов в своем предыдущем гневном разоблачении сгоряча приписал обязательному всеобщему среднему образованию в России «не одну сотню лет» существования. Увы, его не менее сгоряча ввели только в семидесятые годы 20 века. И немедленно выяснилось, что аттестаты всем, действительно, можно выдавать легко, а вот само среднее образование давать всем никак не получается. И всем его у нас никогда и не давали. То есть советская школа была, в самом деле, очень хорошей, но далеко не для всех.
    И не потому, полагаю, что тут слишком много тупых, а потому, что очень многие не видят в образовании никакого прока (что в условиях постсоветского времени еще проще), и не хотят учиться.
    А все существующие методики обучения в старших классах предполагают высокую мотивацию школьников, предполагают, что они верят в ценность и нужность того, что «проходят». Как же они поверят, если очень многие учителя сами в это не верят?

  4. Вы совершенно правы, образование получается хорошим, только если человек осознает его как нечто ценное. Всеобщность сильного его обесценила – образованте перестало работать как социальный лифт. Предшествующие лет двести модель «выучишься – выбьешься в люди» сделалась бессмысленной. В известном смысле, это – оборотная сторона демократии и борьбы за равенство. Образование по умолчанию предполагает иерархию, хотя бы в отношениях учитель – ученик. А поскольку образованные люди все же для чего-то нужны, уравнительно-распределительная система рушится, пряников на всех не хватает – и формируется иерархическая система на новом уровне. Вместо отставного солдата или льячка, учивших грамоте и счету теерь средняя школа… Вообще, мне кажется, что просто советсая школа пережила лет на 20 советскую экономику – и теперь рушится точно так же, как экономика СССР в конце 1980-х…

  5. С одной стороны, пафос Ваших суждений мне понятен и близок, но с другой, мне кажется, что Вы несколько драматизируете.
    Конечно же, образование вовсе не обесценилось. Обесценились свидетельства общего образца о нем. Сейчас, действительно, ни слова «среднее образование», ни «доктор наук» ни о чем, увы, не говорят, кроме как о том, что у человека есть соответствующий сертификат.
    По-моему, ни один самый страстный противник реформ не настаивает на том. что в стране не осталось ни одной приличной школы, где дают хорошее, именно среднее, а не церковно-приходское, образование. Как можно понять, такие школы имеются во всех наших крупных городах. Хотя бы одна приличная, но есть в каждом.
    И, возможно, хорошее среднее образование в них получает даже больший процент населения, чем, скажем, в пятидесятые годы, когда обучение в старших классах было платным (это к вопросу о «спутнике», который без хорошего образования, действительно, не построишь).
    Тогда, правда, существовали и другие пути (техникумы, вечерние школы) получения реального среднего образования. Вот это отсутствие безвозвратных тупиковых состояний в образовании каждого человека мне представляется реальным плюсом советской системы образования. Но он-то был ликвидирован именно объявлением среднего образования всеобщим и обязательным задолго до разрушения СССР.
    Реформаторы, естественно, не решаются посягнуть на эту «всеобщность» и «обязательность», которых, конечно, никогда и нигде не было. Но за это их никто не порицает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Protected by WP Anti Spam