Братья Гонкуры

«Читатели любят лживые романы, – этот роман правдив. Они любят книги с великосветскими ужимками, – эта книга пришла с улицы. <…>. Читатели также любят книги утешительные и болеутоляющие, приключения с хорошим концом, вымыслы, способствующие хорошему пищеварению и душевному равновесию, – эта книга, печальная и мучительная, нарушит их привычки и повредит здоровью». – Таким вот предисловием сопроводили свой роман «Жермини Ласерте» братья Эдмон и Жюль де Гонкур, современники Бальзака и Готье, писатели, литературные и театральные критики, классические представители французской богемы, чьи книги имели успех, а «Дневник» представляет собой талантливые мемуары, передающие вкус, цвет и запах той замечательной эпохи.В романах своих Гонкуры преследовали цель показать, исследовать, и, возможно, понять, психологию какой-либо человеческой натуры – будь то служанка, аристократка, проститутка или актриса. Женщина! Вот кого изучали Гонкуры, используя свой литературный талант и редкий дар психологов. Потому что психология тех женщин, что становились героинями  книг братьев, описана с потрясающей точностью, хоть учебник составляй. При этом Гонкуры предпочитали не выдумывать, домысливать и фантазировать, а опираться на конкретные факты и природные наблюдения. В предисловии к роману «Актриса», Эдмон де Гонкур обращается к читательницам с просьбой помочь ему в сборе материала для новой книги – прислать ему письма со своими воспоминаниями, суждениями, интересными наблюдениями за жизнью своей и своих подруг. Такие вот своеобразные интервью в эпистолярном жанре. Словом, братья Гонкуры не гнушались выступать в качестве журналистов, когда им требовался материал для книги. И это служит прекрасным доказательством против распространенного мнения, что журналистика и писательство не совместимы, что одно портит другое, и что писатель не должен унижаться до репортерства.Я лично категорически не разделяю эту точку зрения, напротив, я полагаю, что многим писателям журналистская работа хорошо помогала в их творчестве. Вот Чехову, например, или Гиляровскому совершенно не мешало быть одновременно и газетчиками, и писателями. Писатель же должен откуда-то брать жизненный материал для своих произведений? И как раз репортерская работа ему и дает тут все карты в руки. А что толку, если писатель сидит, запершись, у себя на даче и ваяет нетленку? Как, например, Виктория Токарева, которая гордится своим отшельничеством, а все сюжеты берет из разговоров соседей по даче, подслушанных под забором или пересудов со знакомыми. В результате последние книги уважаемой писательницы вместо художественных произведений представляют собой бабские сплетни, которые нынче так популярны во всевозможных телешоу, и годятся не для книг, а для мыльных сериалов, которые наша отечественная кино- и теле индустрия штампует сплошным потоком. То есть, те самые, против которых так решительно восставали Эдмон и Жюль де Гонкур, предпочитая посвящать свое творчество живой жизни и «трепещущему человеческому страданию, наставляющему милосердию».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Protected by WP Anti Spam