Рецепты выживания для маленьких

Итак, к СЛОВОСФЕРЕ подключилась Людмила Шибанова, в недавнем прошлом – шеф-редактор профессионального приложения к газете «Книжное обозрение». Вот ее первый пост – наблюдения за жизнью небольших издательств. admin


Экономический кризис, о котором за прошедший год не говорил только ленивый, в первую очередь ударил по средним и малым издательствам. Монстры рынка вроде ИГ АСТ или ЭКСМО лишь поморщились от него, как от комариного укуса. Спустя некоторое время последовали заявления о сокращении расходов, пересмотре авторского портфеля и других антикризисных мерах. А издатели, что поменьше, в сложившихся условиях были вынуждены попросту бороться за выживание. У кого-то это получилось, а вот у кого-то – не совсем. Верная примета того, что издательстве происходит что-то неладное – из него уходят пиарщики. Так, под крыло ИГ АСТ ушла небезызвестная в среде книжников Татьяна Соловьева. Туда же потянулась и львиная доля авторов и редакторов «Вагриуса». После того, как представители АСТ сообщили Захару Прилепину гонорар, который ему причитается за публикацию его новой книги рассказов, он, недолго думая, собрал все свои рукописи и отдался в заботливые руки издателя-гиганта. Когда издательству «Гаятри» стало нечем платить аренду, и выпуск книг практически был приостановлен, Ольга Лукас оттуда перешла оттуда в «РИПОЛ Классик». Не от хорошей жизни издательства «Махаон», «КоЛибри» и «Иностранка» в свое время объединились в ИГ «Аттикус». Немного погодя туда же вольется питерская «Азбука-классика», а некогда независимый издатель Ольга Морозова станет главредом «Иностранки». Чуть больше года назад я, будучи тогда шеф-редактором приложения «PRO» газеты «Книжное обозрение», посвятила один из выпусков приложения теме средних и малых издательств. Тогда о финансовом кризисе речь еще не шла. Коммерческий директор ИГ АСТ Олег Бартенев со спокойным лицом говорил о том, что скупка авторов у малых издательств – явление вполне нормальное, Ольга Морозова рассуждала об оздоровительной функции малых издательств, а Шаши Мартынова («Гаятри») – о внятной нишевой политике. Прошло совсем немного времени, и авторский портфель ИГ АСТ только пополнился новыми именами и успешными проектами, а для издательств Морозовой и Мартыновой настали не самые лучшие времена.Главная причина сложившейся ситуации в том, что у небольших издательств не хватает оборотных средств. У них нет собственных книготорговых сетей, а большинство магазинов (особенно в регионах) под завязку забиты изданиями АСТ и ЭКСМО. В таких условиях бороться за место на полке магазина и в потребительской корзине становится все труднее. Конечно, можно назвать все происходящее на рынке красивым термином «слияния и поглощения». А можно куда проще – у небольших издательств нет денег. Ждать помощи от государства не приходится – госбюджет урезан по самое не могу, и книгоиздание – далеко не приоритетная отрасль, что бы ни говорили с высоких трибун. Зато у небольших издательств всегда остается возможность влиться в издательский конгломерат и продолжать выпускать книги. Существуют ли иные рецепты выживания?Этой публикацией СЛОВОСФЕРА приглашает издателей к дискуссии. Поделитесь своими рецептами выживания с коллегами.Людмила Шибанова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Protected by WP Anti Spam